Представлен обзор теоретических и клинических моделей, а также методов и направлений диагностики и эмпирического изучения нарушений эмоциональной регуляции при самоповреждающем поведении. Рассмотрены различные аспекты нарушений эмоциональной регуляции при самоповреждающем поведении: незнание регуляторных стратегий и неумение их использовать, предпочтение стратегий избегания и подавления, повышенная чувствительность, высокая интенсивность эмоций и преобладание негативных эмоций. Эти и другие факторы находят подтверждение в эмпирических исследованиях нарушений динамики эмоций, в эмпирических и клинических моделях эмоциональной дисрегуляции, в психофизиологических исследованиях. Выделено большое разнообразие методов операционализации нарушений эмоциональной регуляции: опросники самоотчета, индукция эмоций, экологическое моментальное измерение, наблюдение и интервьюирование. Сделан вывод о необходимости учета межличностного контекста в исследованиях эмоциональной дисрегуляции при самоповреждающем поведении.
Рассмотрены социокультурные риски, психологические последствия и инструменты идеализации тела, а также типы контента в социальных сетях, связанные с презентацией телесных идеалов. Социокультурные риски определены через широко обсуждаемую тенденцию объективации/сексуализации женского тела, которая подвергается критике во многих исследованиях из-за неблагоприятных последствий как для психического здоровья, так и межличностных отношений в целом. Следствием объективации выступает самообъективация — нарушение субъектной позиции в отношении тела. Самообъективация вносит вклад в формирование психологической уязвимости из-за внешнего вида (отчуждение от тела, стыд тела, негативная оценка внешности, чувствительность к отвержению из-за внешности), что может привести к депрессии и расстройствам пищевого поведения. В социальных медиа самообъективация оказывается в основе поведения, сфокусированного на внешности. В качестве одного из инструментов идеализации тела рассматривается автопортрет (селфи). Описаны два типа контента социальных медиа, ориентированных на достижение идеального тела: “#thinspiration” (букв. “вдохновение худобой”, мотивирует к похудению) и “#fitspiration” (букв. “вдохновение стройностью”, мотивирует к достижению спортивного телосложения). В обоих случаях идеалы физической привлекательности ассоциируются с их сексуализированной демонстрацией, призывом к ограничениям питания и физическим нагрузкам, репрессивным по отношению к биологическим потребностям и сигналам тела, следствием чего оказывается сфокусированность на внешности в ущерб физическому и психическому здоровью.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека