Представлены результаты анализа взаимной совместимости культурных и личностных ценностей подростков как фактора их защищенности от деструкций в образовательных отношениях. Проверялась гипотеза о том, что согласование ценностей учащихся на индивидуальном и культурном уровнях в монокультурной образовательной среде обеспечивает их психологическую защищенность от деструкций в отношениях со сверстниками и учителями. В исследовании приняли участие 187 подростков (75 юношей, 112 девушек) в возрасте от 14 до 17 лет (M = 15.6, Med = 16, SD = 1.04), обучающихся в общеобразовательных организациях с этнокультурным компонентом, предполагающим углубленное изучение родных для подростка языка и культуры (удмуртской, татарской, русской). По результатам кластеризации учащиеся были разделены на 4 группы с условными названиями: зрелые (взаимная совместимость ценностей на каждом уровне), гедонисты (завышенные значения ценностей удовольствия и наслаждения на каждом уровне), максималисты (завышенные значения ценностей индивидуализма на каждом уровне) и нигилисты (несовместимость ценностей на каждом уровне). В ходе обобщения результатов множественного регрессионного анализа установлено: 1) во всех выделенных группах фактором психологической защищенности от деструкций в образовательных отношениях “ученик–ученик” являются ценности субъектной регуляции: Самостоятельность, Стимуляция (они объясняют до 26% дисперсии данных), 2) во всех выделенных группах фактором психологической защищенности в образовательных отношениях “ученик–учитель” становятся согласованные (взаимно совместимые) индивидуальные и культурные ценности (они объясняют до 25% дисперсии данных).
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library