Обсуждается совместимость представлений о континуальности психического с современными представлениями о закономерностях работы мозга и отдельных нейронов. Отмечается, что проблемы, которые могут возникать в связи с тем, что активность нейрона рассматривается как дискретный процесс, “продуцирующий” недизъюнктииую психику, - результат недоразумения. Приводятся теоретические и фактические аргументы в пользу того, что при рассмотрении как нейронной активности, так и психики все виды изменений могут быть охарактеризованы в аспекте континуальности анализируемого процесса. Утверждается, что в рамках системного решения психофизиологической проблемы указанные трудности не возникают, потому что психическое и физиологическое соотносятся не напрямую, но лишь через системные общеорганизменные процессы, не сводимые к активности отдельных нейронов. Проблема непрерывности и дискретности обсуждается также с позиций теории нелинейных динамических систем. Обоснован вывод о том, что развитие поведения, которое кажется дискретным или неупорядоченным на уровне выполнения, происходит на основе процессов, которые сами по себе непрерывны и рассматриваются как самоорганизующиеся системы. Ав торы считают, что приведенные ими аргументы из области психофизиологии и психологии убеди тельно свидетельствуют в пользу того, что непрерывность - всеобъемлющий принцип, характеризующий живое на разных уровнях его организации.
Представлены результаты лонгитюдного исследования влияния ранней зрительной депривации (в случае двусторонней врожденной катаракты) на целостное психическое развитие ребенка. Систематиче ское комплексное исследование эффектов зрительной депривации выполнено впервые. Получены данные об особенностях нарушений поведенческих, когнитивных, социально-аффективных взаимодействий ребенка и их мозговых механизмов. Сделан вывод о том, что ранняя зрительная депривация не только вызывает локальные нарушения зрительных функций, но и ведет к генерализованным изменениям психофизиологического развития. Следствием данного исследования является необходимость организации комплексного диагностико-коррекционного центра для оказания помощи детям с подобными дефектами.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library