Рассмотрены основные причины обращения Я. А. Пономарева к исследованию проблемы коллективного творчества. Показано, что в соответствии с основными положениями философско-психологической теории Пономарева, изучение психологического механизма коллективного творчества возможно только через выделение его ядра, т. е. того главного, что должен осуществлять коллектив для успешного решения творческой задачи, а именно: нахождение и преобразование неосознаваемого побочного продукта в прямой, осознаваемый. Раскрывается, что данный механизм лежит в основе как индивидуального, так и коллективного творчества, но в последнем случае складывается качественно иная – коллективная – форма преобразования побочного продукта. Анализируется роль непосредственного общения в решении творческих задач, изучавшаяся Пономаревым с позиции его представлений о структурных уровнях организации системы, плавно переходящих один в другой и превращающихся в ситуациях рассмотрения творческих задач в функциональные ступени их решения. Показано, что в исследованиях Пономарева и его учеников, выполненных на примере таких форм совместного творчества, как коллективное изобретательство и групповое решение творческих задач, доказаны преимущества совместного творчества, а также то, что распределение и согласование ролей повышает его эффективность. При этом сама ролевая структура динамична и мера ее структурирования различна на разных этапах творческого процесса решения. Делается вывод о том, что представления Пономарева о психологическом механизме коллективного творчества и основной стратегии его комплексного системного изучения получили свою реализацию во многих современных исследованиях, вносящих вклад в общую теорию психологии и имеющих выраженное практическое значение.
Описан вклад Якова Александровича Пономарева в изучение психологических механизмов творчества и поведения в целом. Подчеркивается ценность тех решений методологических проблем психологической науки, которые предложил Яков Александрович. Прослежена логика развития его философско-психологической концепции, имеющей не только общепсихологическое, но и общенаучное значение. Выделены наиболее значимые для развития теории и методологии психологии научные идеи и открытия Пономарева такие, как: феномен неоднородности результата действия человека; психологический механизм интуиции и категория взаимодействия; учение о психологическом механизме творчества (и поведения), а также его центральном звене – способности действовать “в уме”; универсальный закон ЭУС; учение о фазах творчества и структурных уровнях его организации; введение категории рефлексии и выявление ядра психологического механизма группового творчества; разработка теории этапов (типов) развития научного знания и идеи экспериментальной методологии. Представлены оригинальные определения Пономаревым ряда философских и психологических понятий. Показан вклад его концепции в развитие теоретических и методологических проблем психологической науки, подчеркнуто значение научных идей ученого для социальной практики.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека