Теоретический анализ проведенного эмпирического исследования и данных литературы посвящен проблеме происхождения и роли осмысленных переживаний в жизни маленького ребенка. Показано, что с опорой на врожденные способности младенца (к чувствительности, действиям и научению) осмысленность исходно формируется у ребенка на основе производимых им действий, отражающих объективно действующие законы окружающей среды. Выявлен пошаговый ход развития поведения младенца, приводящий его к переживанию осмысленности и приобретению смысловой линии его концептуальной сферы. Рассмотрен путь, по которому ребенок научается понимать слышимую речь и порождать речь, понимаемую окружающими. Обсуждается вопрос о “взаимодействии” субъективного и объективного в раннем онтогенезе ребенка. Показано, что взаимодействия как формы прямого действия одной сущности на другую не обнаруживается. Есть обеспеченный рядом поведенческих реакций переход от воздействия внешних впечатлений к семантическим переживаниям субъекта. Представленные данные понимаются как шаг в разработке так называемой “малой психофизической проблемы” в области языка.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека