Представлены результаты лонгитюдного исследования связи чувства числа и успешности обучения математике в младшем школьном возрасте. Анализировались данные 133 школьников – участников Российского лонгитюдного исследования академической успешности – по двум аспектам чувства числа, связанным с умением сравнивать несимволически и символически выраженные количества, и успешности в изучении математики на третьем и четвертом году школьного обучения. Средний возраст школьников во время первого измерения составил 9.82+0.3 лет; во время второго измерения – 10.82+0.3 лет. Для анализа взаимосвязей использовался метод перекрестно-лонгитюдного структурного моделирования. Показано, что наилучшим образом эмпирические данные описывает реципрокная модель, предполагающая наличие перекрестных связей между чувством числа и успешностью обучения математике в младшем школьном возрасте. Результаты лонгитюдного анализа выявили различия во взаимосвязях успешности обучения математике с двумя аспектами чувства числа. Так, академическая успешность учеников третьего класса является предиктором при обучении в четвертом классе только для показателя чувства числа, связанного с оценкой символически выраженных количеств. Напротив, для аспекта чувства числа, связанного с оперированием несимволически выраженными количествами, успешность обучения математике, измеренная годом ранее, не играет значимой роли. Выявлены различия и в возрастной динамике двух аспектов чувства числа в ходе начального обучения: наиболее стабильным во времени является показатель чувства числа, связанный с оперированием несимволически выраженными количествами. Результаты интерпретируются в контексте проблемы соотношения когнитивного развития и обучения.
Представлены результаты четырехлетнего лонгитюдного исследования развития скорости переработки информации на всем протяжении младшего школьного возраста. Проанализирована средняя траектория развития скорости переработки информации в младшем школьном возрасте, оценены индивидуально-специфические отклонения от средней траектории для каждого участника исследования, а также выявлены половые различия в средних значениях, траектории развития скорости переработки информации и группах детей с различным уровнем выраженности времени реакции ― медленных и быстрых.
Выборку составили 224 ученика (46% девочек) начальных классов общеобразовательного учреждения (в 1-м классе Мвозраст=7.85, σ =0.34; в 4-м классе Мвозраст= 10.77, σ =0.36). Участники выполняли компьютеризированное задание “Время реакции выбора” в конце каждого учебного года на протяжении всего периода начального обучения.
Показано, что в ходе младшего школьного возраста происходит снижение значения времени реакции, а скорость переработки информации, соответственно, возрастает. При этом траектория снижения времени реакции характеризуется нелинейным характером изменений. Показано, что мальчики опережают девочек по средним значениям скорости переработки информации на каждом году начального обучения, но при этом темп и характер изменения скорости переработки информации статистически значимо не различаются у мальчиков и девочек на протяжении младшего школьного возраста. Показано, что девочки и мальчики не различаются по скорости переработки информации в группах “быстрых” и “медленных” младших школьников.
Представлены результаты анализа связи показателей когнитивного развития и успешности освоения чтения в группах детей школьного возраста с типичным развитием и умственной отсталостью легкой степени (F70.0, МКБ — 10).В качестве показателей когнитивного развития рассматривается скорость переработки информации, зрительно-пространственная рабочая память и невербальный интеллект, а в качестве успешности освоения навыка чтения — темп чтения текстов. В исследовании приняли участие 212 учеников (39 % девочек), обучающихся в 1–9 классах образовательного учреждения, реализующего программы специальной (коррекционной) школы VIII вида, и общеобразовательной школы. Формирование выборки осуществлялось с помощью технологии подбора по критериям года обучения в школе, пола и семейной ситуации. Показано, что возрастные изменения успешности освоения чтения на протяжении обязательного школьного обучения характеризуются нелинейным паттерном у детей с типичным развитием и линейным — у детей с умственной отсталостью легкой степени. Различия между школьниками с типичным и атипичным развитием по темпу чтения увеличиваются с первого по седьмой год обучения в школе, а далее — с седьмого по девятый класс могут сокращаться. В ходе регрессионного анализа выявлены различия в прямых эффектах влияния невербального интеллекта, скорости переработки информации и зрительно-пространственной рабочей памяти на успешность освоения чтения в зависимости от типа психического развития и уровня школьного обучения. Медиационный анализ показал, что спецификой когнитивного функционирования может быть объяснено не более 17 % различий в успешности освоения чтения между школьниками с типичным и атипичным развитием.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library