Статья посвящена столетию со дня рождения профессора Льва Марковича Веккера (1918–2001), одного из самых крупных и глубоких российских психологов-теоретиков второй половины ХХ века. Л. М. Веккер был учеником Б. Г. Ананьева, продолжившим лучшие традиции петербургской-ленинградской психологической школы. Его отличали широкая образованность и научное мужество, позволившие ему поставить и решить грандиозную задачу обоснования единой теории психических процессов. В рамках этой теории были сформулированы базовые принципы организации психических процессов разных ступеней развития и уровней сложности. При этом выявление общих закономерностей, которым они подчиняются, дополнялось последовательным анализом специфики этих процессов. Веккер считал, что только таким образом в психологии может быть систематизировано лавинообразное нарастание массива эмпирического материала. Авторы статьи считают, что недооценка теоретического наследия Веккера может иметь драматические последствия для развития современной психологии. В статье показано, каким объяснительным ресурсом и прогностической силой обладают положения теории Веккера для решения как важнейших теоретических задач психологической науки, включая проблемы природы психики, феномена локализации ментальных образов, структуры и механизмов формирования интеллекта, психического времени как основы памяти и внимания, так и практических дифференциально-диагностических задач в клинической психологии.
Выделяется «обогащающая модель» (наряду с существующими методическими моделями учебного процесса), предполагающая актуализацию, реорганизацию и «наращивание» познавательного опыта ребенка в ходе его учебной деятельности и ориентированная на рост интеллектуальных возможностей учащихся. Обсуждаются психологические требования к интеллектоемким технологиям преподавания, связанные, в частности, с конструированием текстов экспериментальных учебных книг по алгебре (5—9-е классы). Приводятся результаты психологической диагностики изменений интеллектуальной активности учащихся экспериментальных классов.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека