На основе акмеологической теории профессионализма и понятия “акмеологическая норма развития” вводится термин “психолого-акмеологические девиации”, раскрывается его содержание применительно к психологии труда и организационной психологии. Приводятся результаты сравнительного эмпирического исследования, направленного на выявление девиативных личностных тенденций специалистов социально значимых профессий социономического типа (учителя и врачи) и несоциономического типа (инженеры). В исследовании приняли участие представители социономических профессий с деонтологическим статусом (врачи и учителя, 193 чел., средний возраст 43.2 года), а в качестве контрольной группы – представители несоциономических профессий (119 чел., средний возраст 41.3 года). Для решения поставленных задач в ходе исследования использовались психодиагностические методики: “Склонность к отклоняющемуся поведению” А. Н. Орла (тест СОП); “Висбаденский личностный опросник” Н. Пезешкиана; “Опросник выраженности психопатологической симптоматики” – шкала Л. Дерогатиса в адаптации Н. В. Тарабриной); Проективный рисуночный тест “Деловые ситуации” (модификация Н. Г. Хитровой теста С. Розенцвейга “Фрустрация толерантности”). Выявлены наиболее частотные девиативные личностные тенденции, определены критерии и детерминанты психолого-акмеологических девиаций в профессии врача и учителя, которые могут служить основанием для построения превентивной практики психологическим деформациям специалистов этих профессий. Подчеркивается, что направленность специалиста на саморазвитие и самосовершенствование будет способствовать раскрытию индивидуальности и конкурентоспособности, комплаенсу личности, поведение, деятельность и общение которой соответствует этико-профессиональной и психолого-акмеологической норме.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека