Рассмотрены возможности применения принципа целостности в интеграции психологического знания для решения теоретических, методологических и дидактических задач, актуальных для современной психологии. Реализация принципа целостности способствует сущностной дифференциации изучаемых в психологии феноменов и определению понятий, имеющих гносеологический и онтологический статус (“психическая организация человека” и “психология человека”). Тем самым создаются предпосылки для разработки целостных конструктов психической организации человека на основе синтеза достижений различных парадигм психологической науки, обеспечения содержательной валидности психологических исследований и решения проблемы обобщения знаний в процессах преподавания дисциплин психологического цикла.
Статья посвящена сравнительному анализу жизнеспособности молодежи из регионов с разными социально-культурными и экологическими условиями жизни. Авторы понимают феномен жизнеспособности как динамический процесс, при котором люди демонстрируют положительную адаптацию, несмотря на опыт переживания серьезных жизненных невзгод, травм. В качестве факторов риска рассматриваются неблагоприятные социально-экономические и экологические условия окружающей среды, наличие травматической симптоматики, депрессии, ПТСР и их влияние на жизнеспособность подростков. В качестве ресурсов жизнеспособности рассмотрены индивидуальные характеристики, семейная и контекстуальная поддержка, социальная экология места проживания и позитивные детские переживания. Общая выборка подростков и молодежи из РФ в исследовании — 632 человека (230 юношей, 402 девушки). Все респонденты — жители городов: Санкт-Петербург — 229 чел., Кириши — 68 чел., Выборг — 64 чел., Череповец — 91 чел., Чита — 180 чел. Ср. возраст: 18,49 ± 1,87 лет. Общая выборка подростков и молодежи из ЮАР — 577 человек (258 юношей, 314 девушек). Ср. возраст: 18,13 ± 2,82 лет. Гипотезы исследования: 1. Ресурсы, являющиеся ведущими в структуре жизнеспособности подростков, имеют социальную и культурную обусловленность; 2. Неблагоприятная экология окружающей среды ослабляет жизнеспособность подростков; 3. Жизнеспособность является предиктором снижения развития психопатологии у подростков. Сделаны выводы: 1. К факторам риска, ослабляющим жизнеспособность подростков, относятся: неблагоприятные социально-экологические условия окружающей среды, наличие психопатологической симптоматики, недостаточность индивидуальных, семейных и контекстуальных ресурсов. 2. Ведущие ресурсы в структуре жизнеспособности подростков имеют социальную, экологическую и культурную обусловленность. 3. Жизнеспособность является предиктором снижения развития депрессии у подростков.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library