Проведен историко-психологический анализ представлений об интериоризации ведущих советских психологов П.Я. Гальперина (1902–1988) и С.Л. Рубинштейна (1889–1960). Отправной точкой исследования выступили научно-биографические факты в деятельности ученых. Показана история развития научных взглядов П.Я. Гальперина на пути создания им теории поэтапного формирования умственных действий и понятий, приведена критическая оценка понимания интериоризации П.Я. Гальпериным с точки зрения С.Л. Рубинштейна. Материалом для историко-психологического анализа послужили тексты научных публикаций ученых, в том числе статьи в отечественной научной периодике, доклады и выступления на научных конференциях и совещаниях, монографии, отдельные записи научного архива. Основным методом исследования выступило обращение к первоисточникам с последующим сравнением высказываний ученых по вопросам, имеющим отношение к проблеме интериоризации. В результате исследования определено, что С.Л. Рубинштейн и П.Я. Гальперин подходили к интериоризации с разных сторон: С.Л. Рубинштейн — с методологической, а П.Я. Гальперин — с конкретно-психологической. Сделан вывод о том, что хотя эмпирическое изучение интериоризации П.Я. Гальпериным подтвердило верность его гипотезы, остается открытым вопрос, носят ли выделенные им закономерности всеобщий характер. Таким образом, проблема интериоризации сохраняет свою дискуссионную направленность.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека