Предлагается ресурсно-ориентированный подход к объяснению переживания акустических явлений, с опорой на понимание ресурса с позиций теории функциональных систем П.К. Анохина. Вслед за Э. Куртом недостаток ресурсов, необходимых для переживания акустических явлений, воспринимается как напряжение, тогда как их достаточный уровень – как расслабление. В поддержку описанного подхода приводятся результаты серии экспериментальных исследований. Исходя из того, что такие физические характеристики звука, как набор частот сигнала, их интенсивность и длительность влияют на восприятие совместно, остается неясно, какие именно из характеристик реального звука в большей степени влияют на его восприятие и оценивание в каждом конкретном случае. Для углубленного изучения психофизиологических механизмов восприятия звука предложен принцип изолированного варьирования отдельных параметров звука при экспериментальном контроле остальных. Представлены примеры и результаты исследований в трех направлениях: а) субъективная локализация воспринимаемых акустических стимулов в человеческом теле б) интенсивность и темп акустических стимулов в их совместном влиянии на человеческий организм в) изучение феномена тональности, поиск психофизиологических механизмов восприятия мажора и минора. Показано, что все три основные характеристики звука совместно влияют на его восприятие, однако роль каждой из них различна; описаны психофизиологические особенности восприятия при варьировании указанных характеристик. Полученные результаты обсуждаются с позиций предложенного ресурсно-ориентированного подхода.
Рассматриваются ключевые понятия и основные результаты исследований психофизиологического и психолого-педагогического направлений психологии профессиональной деятельности – раздела психологической науки, который предложил и разрабатывал В.А. Бодров. Анализируется его понимание основных понятий, таких как: работоспособность, профессиональная и функциональная надежность человека, профессиогенез. Описывается профессиогенетический подход применительно к становлению специалиста. Обсуждаются возможности формирования у профессионала мотивации его деятельности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека