Обозначена проблема социальной ответственности науки. Предлагается субъектный подход к ее решению, теоретические и методологические основы его реализации. На основе анализа работ по философии и психологии науки, общей и социальной психологии выделяются критерии субъектности. На материале истории отечественной психологии первой половины ХХ столетия дается характеристика стадий предсубъектности, становящегося и развитого коллективного субъекта научной деятельности. Обосновывается возможность решения проблемы социальной ответственности науки при достижении научным сообществом стадии развитого субъекта.
Рассматривается проблема социальной детерминации развития психологической науки, основные направления ее решения авторами современных отечественных и зарубежных учебников истории психологии. Конкретизируются представления о характере и особенностях оказываемого влияния, его видах, уровнях, функциях, о взаимосвязи с предметно-логическим и личностным факторами. Представляются итоги изучения политического аспекта социальной детерминации развития со- ветской психологии. Делается вывод об актуальности изучения социальной детерминации разви- тия отечественной психологии в связи с недостаточной разработанностью проблемы.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation