Исследование посвящено мало изученной проблеме неразрешенных противоречий личности в жизненном движении к зрелости на различных этапах возрастного становления. Целью работы выступило выявление типов неразрешенных противоречий зрелой личности, а также способов ее обращения с ними. Теоретико-методологическим контекстом изучения проблемы явились исследования современных интегративных тенденций в методологии психологии, концепция “общей персонологии”, периодизации возрастного развития личности, исследования жизненного пути личности, концепции жизненных отношений и жизненных противоречий личности, концепции развития “Я” и личностной зрелости. Разработаны теоретическая модель изучения неразрешенных противоречий личности и авторская методика рефлексивного биографического интервью. С помощью методов моделирования, герменевтического, биографического, рефлексивного и психодиагностического было проведено эмпирическое исследование (N = 53), в результате которого обнаружены осознанные неразрешенные противоречия зрелой личности, относящиеся, в основном, к детскому и актуальному возрастам. Выявлены доминирующие типы неразрешенных противоречий, к которым относятся “хочу – достигаю”, “Другой-в-Я – Я-в-Другом”, “Я-возможное – Я-достигаемое” и “ценность Другого – самоценность”. Определены ведущие способы обращения зрелой личности с неразрешенными противоречиями: “подвешивание противоречия”, “ненахождение адекватного способа разрешения противоречия при намерении разрешить его”, “проживание поражения при попытках разрешить противоречие”. Установлена динамизирующая роль субъективного принятия и возможности активной рефлексии ее неразрешенных противоречий в жизни зрелой личности.
Дается обзор жизненного пути и научного творчества выдающегося отечественного психолога Б.Г. Ананьева. Рассматриваются основные этапы его жизнедеятельности, вклад в развитие общей, медицинской, возрастной, педагогической психологии, истории психологии. Выявлены основные детерминанты его творчества и базовые методологические принципы развиваемой ученым концепции комплексного человекознания. Прослежены перспективные линии развития идей Б.Г. Ананьева в современной психологии.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека