Исследовались когнитивные репрезентации риска в их связях с системой личностных свойств. Это соответствует идее комплексного подхода к изучению регуляции принятия решений с опорой на концепцию единого функционирования интеллектуально-личностного потенциала человека. Цель исследования ― выявить связи личностных особенностей врачей с предпочтениями выборов в вербальных задачах на “медицинские риски”. Проверялись гипотезы о специфике интеллектуально-личностного потенциала врачей, проявляемого в когнитивных репрезентациях риска и осуществлении выбора в вербальных задачах, построенных на основе интервью с врачами о рисках в их деятельности. В исследовании сравнивались выборки врачей и риелторов, как представителей иной профессии, связанной с риском (N = 103). Использовались методики: Опросник С. Баднера, Опросник “Личностные факторы принятия решений” (ЛФР-21), Мельбурнский опросник индивидуальных особенностей принятия решений (МОПР), Краткий опросник Большой пятерки (КОБП, TIPI), а также методики прямых и косвенных оценок медицинских рисков: Шкала медицинских рисков и Когнитивные репрезентации рисков. Установлено, что врачи, по сравнению с риелторами, характеризуются низкой готовностью к риску, высокой бдительностью (продуктивный копинг) и демонстрируют специфику восприятия риска, оценивая выше рискованность ситуаций (на уровне когнитивных репрезентаций риска) и ниже ― при выборе решений в конкретных медицинских задачах. Врачи и риелторы различаются характером связей переменных в их интеллектуально-личностном потенциале: наиболее интегрированными у врачей оказываются личностные факторы принятия решений, добросовестность и бдительность, при этом личностные свойства связаны с предпочтением выборов в вербальных задачах. Содержание задач также предъявляет различные требования к человеку, принимающему решения: в выборе действий в ситуациях, связанных с психологией пациента и состоянием врача, участвует эмоциональная стабильность, а в ситуации социальных рисков ― согласие и прокрастинация.
Рассмотрены соотношения понятий эмоциональных способностей, эмоционального интеллекта, эмоциональной креативности (ЭК) и имплицитных теорий креативности (ИТК). Представлены результаты апробации опросника Дж. Эверилла “Эмоциональная креативность” (ОЭК) на выборке российских студентов (N = 631). Установлена пятифакторная структура русскоязычной версии опросника в противовес трехфакторной в исходном варианте ОЭК. α Кронбаха для всех шкал превышает 0.7, что говорит о высокой согласованности пунктов в шкалах. Проанализированы связи шкал ОЭК с переменными эмоционального интеллекта (ЭИ), “психологической разумности” и имплицитными теориями креативности (ИТК). Такие факторы ЭК, как готовность размышлять и эффективность положительно связаны со всеми шкалами межличностного ЭИ; фактор новизна также положительно связан со шкалами межличностного ЭИ, но отрицательно ― со шкалами внутриличностного ЭИ; фактор аутентичность положительно связан с большинством шкал ЭИ. Фактор многообразие эмоций фиксирует этап потенциального зарождения эмоций, когда аспекты становления и опознания эмоций еще не разведены. Шкала ИТК активность связана с тремя из пяти шкал ЭК, в том числе с многообразием эмоций. Эта и другие установленные связи позволяют предполагать включенность имплицитных теорий креативности в актуалгенез ЭК. Апробированный на русскоязычной выборке “Опросник эмоциональной креативности” продемонстрировал хорошие психометрические показатели по пяти шкалам, выделение которых обосновано их связями с показателями эмоционально-личностной сферы и имплицитными теориями креативности.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library