Под атрибутивным стилем понимается характерный способ, которым люди объясняют себе причины различных жизненных событий. Наибольшее количество исследований посвящено связи оптимистического/пессимистического атрибутивного стиля с депрессией и психологическим благополучием, также имеются данные о его роли в саморегуляции и успешности деятельности. Текущая русскоязычная версия опросника атрибутивного стиля СТОУН Т.О. Гордеевой, Е.Н. Осина, В.Ю. Шевяховой, включающая 24 жизненные ситуации и 3 параметра анализа предлагаемых причин, достаточно объемна и трудоемка в проведении и обработке. Настоящее исследование посвящено разработке краткой версии опросника атрибутивного стиля, основанного на параметрах стабильности и глобальности как двух наиболее надежных показателей, характеризующих атрибутивный стиль. В статье представлены результаты разработки методики СТОУН-10, состоящей из 5 позитивных и 5 негативных ситуаций (N = 990). С помощью конфирматорного факторного анализа подтверждена теоретическая структура методики, включающая четыре фактора, объединяющихся в две шкалы: позитивных и негативных ситуаций (χ2 = 243.83; df = 155; p < .001; CFI = .981; NNFI = .977; RMSEA = .024). В ходе апробации сокращенной версии методики были получены данные, свидетельствующие о ее хорошей надежности (α-Кронбаха составил .80) и валидности. Валидность методики подтверждается существенными корреляциями оптимистического атрибутивного стиляс показателями диспозиционного оптимизма, а также показателями психологического благополучия (r от .31 до .40), жизнестойкости и саморегуляции деятельности: целеустремленностью, настойчивостью, склонностью к планированию (r от .29 до .46). На основе полученных данных приведены ориентировочные статистические нормы по СТОУН-10, учитывающие гендерные различия в оптимизме.
В рамках нашего проекта связь ценностей культуры (уровня коллективизма/ индивидуализма) и правил проявления эмоций изучалась в двух культурах — русской (N = 228; 31.1% мужчин и 68.9% женщин; возраст от 17 до 29 лет) и азербайджанской (N = 196; 30.1% мужчин и 69.9% женщин; возраст от 17 до 27 лет). На основе многомерного шкалирования данных по методике DRAI Д. Мацумото была разработана круговая модель правил проявления эмоций, позволяющая получить показатели по двум стратегиям эмоционального контроля – аутентичное проявление эмоций (подавление vs проявление) и модификация экспрессии при проявлении эмоций (сдерживание vs наигрывание). Мы предположили, что: 1) при вертикальном коллективизме (подчинение своих интересов интересам группы, характерно для азербайджанской культуры) эмоции в большей степени подавляют, чем при горизонтальном коллективизме (включенность в коллектив и взаимозависимость, характерно для русской культуры); 2) при горизонтальном индивидуализме (уникальность и отличие от других, характерно для азербайджанской культуры) при проявлении эмоций в большей степени наигрывают, чем при вертикальном индивидуализме (конкуренция и соревнование с другими, характерно для русской культуры). Было установлено, что: 1) в русской культуре выше показатели по аутентичному проявлению эмоций: русские не показывают презрение, но более открыто проявляют удивление, радость, печаль и тревогу, по сравнению с азербайджанцами; 2) в азербайджанской культуре выше показатели по модификации экспрессии при проявлении эмоций: азербайджанцы в большей степени наигрывают при проявлении печали, радости и тревоги, по сравнению с русскими. В русской культуре горизонтальный коллективизм связан с открытым проявлением эмоций, в азербайджанской культуре вертикальный коллективизм связан с подавлением внешних проявлений эмоций, а горизонтальный индивидуализм — с наигрыванием при проявлении эмоций. В русской культуре ценность эмоционального контроля опосредует связь коллективизма с аутентичным проявлением положительных эмоций в присутствии других людей.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека