Обсуждаются основные положения параметрической теории малых групп Л.И. Уманского и его учеников. Идеи параметрической теории коллективов формировались во второй половине 1960-х - начале 1970-х гг. XX в. в Курской и Костромской научных школах, когда отсутствовал общепринятый подход к изучению малых групп в отечественной социальной психологии. Методологической и теоретической базой параметрической теории явились ведущие в отечественной психологии принципы деятельностного и личностного, комплексного и системного подходов. Она разрабатывалась на основе изучения реальных молодежных групп в условиях совместной жизнедеятельности с применением неэкспериментальных и экспериментальных методов в соответствии с заложенным в отечественной психологии В.М. Бехтеревым, С.Л. Рубинштейном, Б.Ф. Ломовым принципом единства теории, эксперимента и практики. В итоге основные теоретические положения проверялись и уточнялись в ходе естественного формирующего эксперимента. Описывается разработанная на основе параметрической теории модель развития группы, отнесенная к категории моделей последовательных стадий с завершенным развитием. Представлены основные положения многолетних теоретико-экспериментальных исследований в рамках параметрической теории: субъектной концепции малой группы; модели мультиэтнической студенческой группы как субъекта психологической помощи ее членам; изучения психологических механизмов надежности группы в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности; форм мотивационно-ценностной включенности группы в социальные организации разного уровня и др. Данные исследования, с одной стороны, подтвердили эвристические возможности параметрической теории по раскрытию социальной психологии групп, а с другой - позволили внести новое в понятийный аппарат и модернизировать методический блок. Делается вывод о том, что в современном варианте параметрическая теория описывает социальный статус группы как субъекта совместной активности в системе социальных организаций (интергрупповая активность) и субъекта психологической помощи своим участникам (интрагрупповая активность), что способствует сближению социально значимых ценностей индивидов, группы и общества.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation