Представлены результаты теоретического анализа и эмпирических исследований роли феномена концептуализации относительно продуктивности интеллектуальной деятельности и со-владающего поведения. Концептуализация понимается как понятийная познавательная деятельность, обеспечивающая качественно новую форму понимания происходящего и качественно новый способ саморегуляции поведения. Предлагается рассматривать феномен концептуализации в четырех аспектах: структурном, функциональном, процессуальном и результативном. Излагаются эмпирические результаты, характеризующие два аспекта концептуализации: функциональный (связь концептуальных способностей с продуктивностью интеллектуальной деятельности в подростковом, юношеском и взрослом возрасте) и результативный (особенности концептуальной модели трудной жизненной ситуации как фактора совладающего поведения). Показано, что понятийные (прежде всего концептуальные) способности выступают предиктором продуктивности интеллектуальной деятельности не только в рамках психометрических измерений, но и на уровне реальных (академических, интеллектуальных, творческих, профессиональных) достижений. В пожилом возрасте особенности концептуальной модели ситуации старения сопряжены с психологическим благополучием и сохранением активности. Разные стили юмора как концептуальной способности, связанной с продуцированием смешного, инициируют разные стратегии совладания с трудной жизненной ситуацией.
Рассматривается специфика совладающего поведения одаренных старшеклассников. Исследуется влияние на совладание коэффициента интеллекта, невербальной креативности и интеллектуальных достижений. Предлагается схема идентификации одаренности на основе качественных критериев.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации