Рассматривается модель регуляторных функций А. Мияке, примененная к детям дошкольного возраста. Основной целью исследования выступила апробация ряда субтестов диагностического комплекса NEPSY-II и теста “Сортировка карт по изменяемому признаку” для оценки уровня развития трех основных компонентов регуляторных функций (рабочей памяти, когнитивной гибкости и торможения) у российских дошкольников. Выборку составили 1386 детей (697 мальчиков и 689 девочек) в возрасте 5–7 лет, посещающих старшие и подготовительные группы детских садов в г. Москве. На части выборки была проверена ретестовая надежность данных. Представлены результаты выполнения методик для четырех возрастных групп (от 5 до 7 с шагом 0.5 года) отдельно для мальчиков и девочек. Проанализированы связи уровней развития разных компонентов регуляторных функций: в старшей группе эти связи различны для мальчиков и девочек, в подготовительной — одинаковы.
Структурно-диалектическая психология нацелена на развитие способности видеть пространство возможностей в неопределенных ситуациях, преодолевать противоречия и мыслить творчески благодаря совершенствованию диалектических мыслительных процессов. Цель исследования заключалась в выявлении особенностей развития диалектического мышления у детей 5–7 лет. Предполагалось, что существуют различия в успешности решения типичных диалектических задач, направленных на создание творческого продукта, преодоление противоречий и понимание процессов развития. Эти различия могут быть связаны с полом и возрастом детей старшего дошкольного возраста. В исследовании применялись методики оценки успешности выполнения диалектических мыслительных действий. Методика “Рисунок необычного дерева” позволяет оценить способность ребенка решать творческую задачу. Методика “Циклы” оценивает способность ребенка понимать простейшие процессы развития и применять диалектические мыслительные действия: сериации, превращения и обращения. Методика “Что может быть одновременно?” направлена на оценку способности преодолевать противоречия. Решение задачи такого типа подразумевает применение диалектического мыслительного действия опосредствования. В качестве исходного выступало предположение, что результаты выполнения всех методик будут положительно связаны между собой и возрастом детей. В исследовании приняли участие 310 детей (156 мальчиков и 154 девочки) в возрасте от 5 лет до 7 лет 5 мес. Полученные результаты свидетельствуют о гетерохронности развития диалектических мыслительных действий. При этом были обнаружены гендерные различия: девочки успешнее выполняют методику “Циклы” (t=-2.401; p=0.017), а мальчики лучше справляются с заданиями методики “Что может быть одновременно?” (t=1.879; p=0.046) и чаще изображают диалектические деревья. Были разработаны нормы отдельно для мальчиков и для девочек по этим методикам. Выявлены возрастные различия при выполнении методики “Рисунок необычного дерева” у детей 5–6 и 6–7 лет (χ²=5.860 при p=0.043, сила эффекта VCramer’s – 0.139). Результаты, полученные при выполнении дошкольниками различных методик по оценке развития диалектического мышления, указывают, с одной стороны, на гетерохронность развития его компонентов, а с другой – на их связь.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека