Обобщены представления о надситуативном мышлении как о когнитивном ресурсе личности. Представлены результаты цикла эмпирических исследований, характеризующие роль личностных, средовых (профессиональная среда) и ситуационных факторов (нововведений в системе образования, ситуации критики и дефицита времени) в проявлениях надситуативного мышления как когнитивного ресурса. Выявлено, что вариативность реализации надситуативного взгляда на проблемную ситуацию и способ решения задач определяется как средовыми, так и ситуационными факторами. На выборке студентов (N = 180) показано, что к концу обучения в вузе появляются взаимосвязи надситуативности мышления и личностных особенностей, которые не наблюдались в начале обучения. На выборке специалистов сферы образования (N = 150) было выявлены связи средовых факторов с надситуативным мышлением: нововведения (снижают роль ресурса надситуативности, оперативность и глубину осмысления принятия решений), критика (снижает метакогнитивные признаки надситуативного мышления), дефицит времени (снижает оригинальность и др. показатели принятия решений). Выявлены различия в показателях надситуативного мышления менеджеров по данным срезов 2003 г. (N = 66) и 2018 г. (N = 120), что может быть объяснено изменением роли бизнес-образования и особенностей профессиональной среды.
Предлагается в дальнейшем рассматривать феномен надситуативности как когнитивный ресурс реализации структурно-функциональных и процессуально-результативных позиций
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library