Обсуждение событий составляет важную часть повседневной жизни современного человека, которая с ростом дигитализации[1] общества переходит в интернет. В исследованиях было показано, что в этой коммуникативной среде воздействие и оценивание превалируют над взвешенностью и стремлением к объективному анализу, проявляется антагонизм в отношении чужой позиции. Настоящая работа направлена на уточнение данных представлений, а также на выявление универсальных и видоизменяющихся характеристик постсобытийного интернет-дискурса, различающегося тематикой, ведущей функцией, а также направленностью собеседников. В качестве образцов дискурса с различных сетевых ресурсов были отобраны популярные дискуссии, всего 15 исходных сообщений и 764 комментария на политической интернет-площадке, городском, семейном и кино-форумах. Для оценки психологического содержания речи применялся интент-анализ, позволяющий выявлять интенции субъектов общения и элементы интенционального содержания, сопряженные с текущим взаимодействием. Выделено 2 группы референциальных объектов, на которые направлены интенции коммуникантов: интерактивные объекты и объекты, соответствующие обсуждаемым темам. Описано 66 категорий интенций, 13 из которых универсальны для всех видов постсобытийного дискурса. Показано, что в целом в постсобытийном дискурсе преобладают нейтральные аналитические интенции выяснения и представления мнений, они имеют и наибольшее качественное разнообразие. Исключение составляет дискурс политической площадки, где коммуниканты чаще всего реализуют интенции критики и дискредитации. Установлено, что несмотря на модификацию референциальных объектов и интенционального состава, обсуждение по тональности соответствует подаче информации в инициирующем посте. Среди видов постсобытийного дискурса выявлены различия в диалогической направленности собеседников, что выражается как в превалировании интерактивных референциальных объектов над тематическими, так и в стремлении собеседников комментировать друг друга, а не исходное сообщение.
Одной из важных задач для российских исследователей кино является нахождение релевантных психологических понятий, позволяющих описать процесс взаимодействия зрителя с фильмом, а также формирование соответствующего психометрического инструментария, отсутствующего в отечественной психологии в настоящее время. В статье представлены результаты адаптации и апробации Шкалы нарративной транспортации (Transportation Scale, TS), разработанной М. Грин и Т. Броком для измерения транспортации — особого состояния вовлеченности и погруженности в повествование (нарратив). Апробация методики была осуществлена на выборке русскоязычных кинозрителей из 1171 студентов от 17 до 29 лет (M = 19.8; SD = 1.9; 577 мужчин и 594 женщин). Эксплораторный факторный анализ подтвердил трехфакторную структуру методики, хотя выявил и различия с ней по распределению пунктов. Конфирматорный факторный анализ эмпирически не подтвердил исходную модель, в то время как новая модель продемонстрировала хорошее соответствие эмпирическим данным. Русскоязычная версия Шкалы нарративной транспортации демонстрирует высокие значения надежности-согласованности. Конвергентная валидность подтверждается наличием значимых корреляций с компонентами “переживания в деятельности” (положительные корреляции с удовольствием и смыслом, отрицательные — с пустотой и усилием), а также прямых связей с эмпатией и потребностью в познании. Результаты проверки критериальной валидности представляют нарративную транспортацию как неустойчивое состояние, каждый раз вызываемое конкретным фильмом, а также демонстрируют зависимость уровня транспортации от качества нарратива. Психометрическая оценка показала, что русскоязычная версия Шкалы нарративной транспортации является надежным и валидным инструментом, который теперь может быть использован для изучения нарративной транспортации и ее эффектов на российской выборке, а также для проведения кросскультурных исследований в этой области.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека