Рассмотрены возможности когнитивного и прагмалингвистического подходов к изучению трансформации сообщений пользователей социальных сетей Интернет. В течение двух этапов (в 2013–2014 гг. и в 2018–2019 гг.) исследовались особенности параметров сообщений молодежи в социальных сетях: диапазон и качество речевых единиц, коммуникативные паттерны и модальность коммуникации. Основную выборку составили 155 аккаунтов молодых людей (средний возраст 21,2±1,46 лет). С помощью методов критического дискурс-анализа и функциональной прагматики проанализировано 16 181 сообщений, 118 диалогов. Установлено, что структура сообщений в коммуникативном поведении молодежи в социальных сетях характеризуется трансформацией из вербально-образной в образно-символическую. В период исследования выявлено возрастание амбивалентности речевых сообщений (до 16 %) и снижение позитивной направленности коммуникативных стратегий (снижение стратегий симпатии с 255 до 187) и, как следствие, формирование неконструктивных коммуникативных паттернов. Картина модальности сообщений в период 2018–2019 гг. значимо отличается от картины 2013–2014 гг. превалированием отрицательной модальности речевых сообщений (43 %) над положительной (41 %) и появлением амбивалентных речевых сообщений (16 %).
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library