Опираясь на материалы статьи А.Л. Журавлева, Т.А. Нестика “Социально-психологические последствия внедрения новых технологий: перспективные направления исследований”, обсуждаются философско-методологические основания для оценки социально-психологических последствий внедрения новых технологий. Показано, что актуальность данной оценки связана с поиском путей преодоления кризиса техногенной цивилизации, а также созданием социально-ориентированной модели пост-техногенной цивилизации. Проанализированы аспекты поиска точек роста новых ценностей с опорой на постнеклассическую научную рациональность, ориентированную на рассмотрение саморазвивающихся человекоразмерных систем. Разработаны система онтологий для конвергенции деятельностного, субъектно-деятельностного и субъектно-ориентированного подходов и системные критерии для оценкисоциально-психологических последствий внедрения новых технологий на личностном, межличностном, внутригрупповом, межгрупповом, организационном и социетальном уровнях.
С позиций субъектного подхода и "компьютерных наук" анализируются причины неудач при внедрении новых информационных технологий в управленческую деятельность. Обосновывается актуальность ориентированной на конкретных субъектов парадигмы проектирования и инструментальной настройки систем, направленной на поддержку управленческой деятельности "сверху - вниз": от целостных представлений к элементам информационных технологий. В этой связи особая роль отводится методам построения визуальных представлений, в наибольшей степени соответствующих формированию (и презентации) целостных образных представлений, позволяющих использовать их одновремено как средства взаимодействия (в том числе и в телекоммуникациях) при групповом анализе ситуаций и принятии решений.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library