Статья посвящена проблеме отбора и осознания значений поступающей многозначной информации и последующего влияния значений, оставшихся неосознанными, на процессы узнавания. С целью экспериментальной проверки идеи о существовании динамики узнавания неосознанных значений многозначных изображений, реализуется два эксперимента с использованием в качестве стимулов для запоминания двойственных изображений и изображений-перевертышей, которые подлежат узнаванию непосредственно сразу после предъявления, на следующий день, через неделю и через месяц. Проверяется гипотеза, согласно которой ранее неосознанные значения многозначных изображений имеют тенденцию с течением времени проникать в сознание в виде ошибок узнавания. Результаты экспериментов подтверждают проверяемую гипотезу: число ошибок узнавания инвертированных персонажей изображений-перевертышей через месяц достигает 71.2%, а число ошибок ложного узнавания явных значений двойственных изображений с элементами альтернативных достигает 67.8% (что в обоих случаях значимо отличается от используемых контрольных условий). Сравнение нескольких теоретических подходов к восприятию многозначности позволяет прийти к выводу о том, что наилучшим образом полученные результаты объясняются с точки зрения концепции негативного выбора, постулирующей двоякое проявление незамеченных интерпретаций многозначности: их повторное неосознание в том же контексте и проникновение в сознание в виде ошибок при смене контекста.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека