Исследование посвящено проблеме когнитивных закономерностей восприятия Другого в условиях неопределенной информации о социальной приемлемости его личности в терминах черт Темной триады. Ставится цель определить характеристики вербальной информации, попадающей в фокус внимания при оценке амбивалентного образа, и проследить динамику этой информации в условиях пре-стимульного воздействия. Тестируется гипотеза о более высокой субъективной значимости негативной информации о Другом, а также ее субъективном ослаблении в условиях предъявления экстремально негативного пре-стимула. В исследовании приняли участие 406 студентов в возрасте от 17 до 32 лет (М=20.4, SD=1.56), них 114 мужчин и 292 женщины. Участникам предлагалось оценить амбивалентного Другого, отвечавшего на вопросы Короткого опросника Темной триады, демонстрируя попеременно высокую выраженность “темных” и “светлых” черт, а также указать, какие ответы объекта помогли сформировать мнение о нем. При этом участникам двух контрастных групп перед восприятием целевого объекта предлагалось оценить образы экстремально “плохой” (“темной”) или “хорошей” личности, а участникам фоновой группы — только амбивалентный образ. Обнаружено, что при восприятии амбивалентного Другого наибольшей субъективной значимостью обладают такие суждения, которые свидетельствуют о выраженности у него негативных (а не позитивных) черт. При этом наибольшее внимание субъекта привлекают проявления нарциссизма, однако объективно они в меньшей степени связаны с формированием аттитюда, чем проявления психопатии. В целом сформированное оценочное отношение к амбивалентному Другому обнаруживает слабые связи с субъективными представлениями о вербальных источниках его формирования. Показано, что экстремально негативный пре-стимул снижает субъективную значимость негативной информации (р<0.05), а экстремально позитивный — не производит подобного эффекта. Полученные результаты объясняются с позиций когнитивной концепции “карты заметности”, теории управления ошибками и эмпирических данных об эффектах прайминга.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library