Раскрываются понятия потребности в языке как мотивации не только к овладению иностранным языком, но и к использованию родного языка в иноязычной среде, и связи этого понятияс лингвистической идентичностью. Показывается связь между лингвистической, этнической и социокультурной идентичностью. Дается анализ роли потребности в языке и лингвистической идентичности в процессе социализации малых и больших народов в мультикультурном пространстве.Приводятся результаты эмпирического исследования отношения к языку и культуре молодежи, проживающей в Москве и республике Коми, а также этнической группы “русских немцев”. Доказывается, что специфичная социальная ситуация привела к изменению статуса языка и отношения к нему.При этом язык, даже не являющийся приоритетным, эмоционально остается феноменом этнической принадлежности. В многонациональных городах различия между этнической и социокультурной идентичностью невелики, при этом культура как позитивная составляющая социокультурнойидентичности доминирует в большом городе, а ее влияние на этническую идентичность в данномслучае носит амбивалентный характер.
Раскрывается психологическая специфика транзитивности, показывается ее феноменология, в том числе изменение представлений о времени и пространстве и увеличение роли информационных технологий. Используются понятия “психологический хронотоп” и “историко-генетическая парадигма” как методологические основания исследования современной социализации, показывается возможность применения физических законов (неопределенности, большой системы) к анализу неопределенности и транзитивности в психологии. Дается характеристика современной социализации, ее принципиальной непрерывности и текучести, вариативности и отсроченности воздействий институтов социализации. Доказывается роль индивидуальных и социальных переживаний как механизмов социализации.