В первой части статьи, опубликованной в номере 1 “Психологического журнала” за 2018 год, было обосновано понятие мультиканального дискурса как нового и перспективного объекта исследования. В отличие от традиционного представления о языке как вербальной структуре, было предложено более объемлющее представление, при котором в язык включается широкий спектр коммуникативных каналов. Вербальный канал и просодический канал, включая многочисленные его компоненты, реализуются в рамках вокальной (слуховой) модальности. Кинетическая (зрительная) модальность представлена в виде большого набора коммуникативных каналов, включая движения глаз, различные типы жестов и проксемику. Были рассмотрены принципы аннотирования основных коммуникативных каналов, включая вербальный, просодический, мануально-жестовый и окуломоторный. В данной (второй) части обсуждается ресурс “Рассказы и разговоры о грушах”, включающий серию записей естественной коммуникации между несколькими участниками, в совокупности с вокальной и кинетической аннотацией этих записей. Ресурс сформирован в рамках комплексного теоретико-методологического подхода к изучению русского мультиканального дискурса. Записи были выполнены при помощи оригинальных технических решений, включающих высококачественную аудиозапись и видеозапись, а также регистрацию движений глаз. На этой основе формулируется программа мультиканальных исследований, включая общие понятия теории коммуникации и проблему взаимодействия между каналами. Дается обзор основных направлений актуальных исследований в области мультиканальной коммуникации. В заключении подводятся итоги обеих частей статьи и формулируются дальнейшие научные перспективы. Подход, представленный в статье, предлагается со стороны лингвистики, но при этом является междисциплинарным и ориентирован на психологическую аудиторию.
Человеческая коммуникация представляет собой мультиканальный процесс. Множество коммуникативных каналов, относящихся к вокальной и кинетической модальностям, используются одновременно и в связке между собой. Хотя обыденная устная коммуникация составляет важнейшую часть повседневной человеческой деятельности, она изучена недостаточно, поскольку обычно не оставляет материальных следов, а различные каналы традиционно исследуются разными академическими дисциплинами. В первой части статьи рассмотрены основные явления вербального, просодического, жестового и окуломоторного коммуникативных каналов, а также принципы аннотации соответствующих явлений. Подход, представленный в статье, предлагается со стороны лингвистики, но при этом является междисциплинарным и ориентирован на психологическую аудиторию.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation