Проведена валидизация русскоязычной версии Шкалы для изучения произвольной регуляции в подростковом возрасте по данным 1764 самоотчетов подростков и 187 отчетов их родителей. В результате тестирования структурных моделей произвольной регуляции выявлены подшкалы "Регуляция активности" и "Тормозный контроль/Внимание"; установлена их внутренняя согласованность и тест-ретестовая надежность. Исследованы дискриминативная валидность шкал произвольной регуляции в отношении пола и возраста и их корреляция с личностными чертами, измеренными с помощью краткой формы Списка индивидуальных особенностей ребенка, и показателями благополучия, измеренными с помощью опросника "Сильные стороны и трудности". Установлена критериальная валидность шкал произвольной регуляции в отношении личностных особенностей и показателей благополучия: выявлены тесные связи с доменами сознательности, уступчивости и эмоциональной стабильности, а также защитная роль произвольной регуляции в отношении проблем психического здоровья. Обнаружено принципиальное сходство результатов, полученных по данным родителей и самоотчетам подростков. Показано, что русская версия шкалы произвольной регуляции в подростковом возрасте по структуре, надежности и обоснованности сопоставима с широко используемыми в других странах аналогичными инструментами.
Представлена адаптация русской версии краткой формы Алабамского опросника методов родительского воспитания (APQ-BF) на выборке родителей 297 детей от 6 до 17 лет. Данный опросник используется для оценки эмпирически обоснованных позитивных и негативных методов воспитания, связанных с поведенческими проблемами детей школьного возраста. Позитивные методы воспитания оценивают с помощью шкал Позитивное воспитание и Вовлеченность, негативные методы воспитания оценивают с помощью шкал Телесные наказания, Недостаточный присмотр и Непоследовательная дисциплина. Подтверждена пятифакторная структура опросника, показана удовлетворительная внутренняя согласованность шкал опросника. Корреляции с личностными чертами среднего уровня и факторами Большой пятерки, измеренными с помощью Списка индивидуальных особенностей ребенка, а также со шкалами интернальных и экстернальных проблем, измеренных с помощью опросника “Сильные стороны и трудности”, подтверждают обоснованность шкал опросника родительского воспитания. Половые и возрастные различия подтверждают дискриминантную валидность шкал. Таким образом, APQ-BF можно рекомендовать для изучения родительского воспитания детей школьного возраста.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации