Анализируются исторические, теоретические и методологические взгляды Е.С. Кузьмина на историю становления отечественной социальной психологии с середины XVII в. до 70-х годов XX в. Показано, что глубокое и всестороннее знание им истории философии и психологии способствовало созданию теоретико-методологической основы социальной психологии, ее интеграции в мировую психологическую науку, упорядочению и синтезу накопленных знаний. Раскрывается убедительная аргументация Е.С. Кузьминым положения о том, что для формирования сознания человека необходим не просто процесс трудовой деятельности, но и система взаимодействий и взаимоотношений людей. Кратко анализируется история социальной психологии, которую Е.С. Кузьмин подразделял на три периода: 1) накопление социально-психологических знаний в рамках философии и общей психологии; 2) описательный период; 3) экспериментальный период. Е.С. Кузьмин настаивал на том, что становление социальной психологии как самостоятельной отрасли начинается в нашей стране одновременно с таким же процессом в Германии и США. Предметом социальной психологии он считал процесс общения людей друг с другом. Были определены методологические основания социально-психологической науки, издана монография, описывающая методы социальной психологии. Представлены результаты исследований социальных психологов, изучавших деятельность отечественных промышленных предприятий непосредственно на рабочих местах в процессе трудовой деятельности.
Отечественная организационная психология начала развиваться в 1920-х гг. Толчком для ее появления стала потребность в ускоренном развитии промышленности. В первые годы своего зарождения организационная психология опиралась на идеи, высказанными в этой области зарубежными учеными и практиками — организаторами производства. Проводились многочисленные конференции по проблемам научной организации труда, постепенно сформировались собственные научные направления и теории. Основными целями организационной психологии являются психологическое сопровождение и поиск путей повышения эффективности трудовой деятельности в различных организациях. Пионерскими работами в этой области были исследования ученых Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы. Рассмотрены исторические вехи создания и развития организационной социальной психологии в ЛГУ/СПбГУ. Особое внимание уделено анализу научных и исторических предпосылок формирования и современного состояния организационной социальной психологии на кафедре социальной психологии СПбГУ. Сделан вывод о том, что основными направлениями социально-психологической мысли в области организационной психологии являются: 1) научный анализ и поиск социально-психологических способов повышения эффективности деятельности персонала; 2) обоснование подходов к изучению социально-психологического климата и организационной культуры; 3) исследование социально-психологических процессов, происходящих в трудовых коллективах (удовлетворенность трудом, стимулирование труда, коллективные формы организации труда, адаптация работников, повышение их лояльности и вовлеченности); 4) разработка социально-психологических методов обучения сотрудников организаций (деловые игры, социально-психологический тренинг); 5) теоретическое и методологическое обоснование концепции консолидации социального капитала организаций; 6) изучение проблем карьеры и гендерного неравенства работающей женщины.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library