Представлен аналитический обзор ключевых зарубежных подходов к изучению диалектического мышления, а также произведено сопоставление с результатами работ российских исследователей, выполненных в рамках структурно-диалектического подхода (Н.Е. Веракса). Целью данного анализа было охарактеризовать актуальное состояние проблематики и очертить перспективные направления дальнейших научных изысканий, связанных с развитием диалектического мышления. Основные содержательные линии анализа: диалектическое мышление как характеристика пост-формальной стадии развития интеллекта; культурные факторы, влияющие на структуру диалектического мышления; связи диалектического мышления с творчеством и с различными свойствами личности. С учетом проведенного анализа сформулированы перспективные линии дальнейших экспериментальных изысканий. Несмотря на разницу в исследовательской методологии в России и за рубежом, возможно сформулировать общие линии дальнейших как теоретических, так и экспериментальных исследований, касающихся, в частности, анализа культурных и образовательных факторов, влияющих на структуру диалектического мышления, описания уровней его развития, а также специфики применения механизмов преобразования противоречивых ситуаций разной сложности в процессе интеллектуального творчества.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation