Установлено, что у детей с опытом проживания в депривационных условиях учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, присутствуют нарушения распределения паттернов привязанности и их улучшение в случае нахождения ребенка в замещающей семье (приемной, усыновителей). При этом частота проявлений разных типов привязанности зависит от множества факторов, требующих изучения. Актуальность настоящего информационно-аналитического обзора определяется значительным увеличением в Российской Федерации числа детей, проживающих в замещающих семьях и важностью, в связи с этим, исследования влияния ранней депривации на развитие у них привязанности, а также необходимостью знакомства профессионалов и родителей с особенностями привязанности детей с опытом институционализации. Цель первой части обзора ― анализ исследований привязанности у детей, оставшихся без попечения родителей и проживающих в организациях для сирот, проведенных с использованием валидных методов, основанных на наблюдении. Результаты исследований свидетельствуют о негативных изменениях в процессе формирования привязанности у детей в депривационных условиях. У них, по сравнению со сверстниками из биологических семей, значительно снижается частота проявлений безопасной и повышается частота проявлений дезорганизованной привязанности. Позитивные изменения распределения типов привязанности у детей, воспитывающихся в сиротских организациях, наблюдаются при улучшении их социально-эмоционального окружения.
Исследования привязанности у детей с опытом институционализации свидетельствуют о зависимости частоты проявлений типов привязанности от множества факторов, которые описаны в настоящем информационно-аналитическом обзоре. Представленная в предыдущем номере журнала первая часть работы была направлена на анализ исследований привязанности у детей в сиротских организациях. Цель второй части ― обсуждение особенностей привязанности у детей, проживающих в замещающих семьях. Результаты обзора свидетельствуют о том, что основные направления исследований связаны с изучением особенностей формирующейся привязанности у детей в зависимости от тяжести условий в учреждении, возраста принятия и длительности проживания ребенка в замещающей семье, вида замещающей семьи, чувствительности родителя при взаимодействии с ребенком. В обсуждении подчеркивается значение для формирования привязанности качества социально-эмоционального окружения ребенка, необходимость использования научно обоснованных программ сопровождения замещающих семей; выделяются новые направления исследований. Сделаны выводы о том, что у детей в замещающих семьях, по сравнению с детьми, проживающими в учреждениях, чаще формируется безопасная привязанность и реже — дезорганизованная привязанность. Указывается, что положительные особенности формируемой привязанности связаны прежде всего с более ранним возрастом принятия ребенка в замещающую семью.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека