Представлен информационно-аналитический обзор исследований, посвященных оценке роли общей и индивидуальной среды в развитии различных психологических признаков. Выявлены две отчетливые закономерности. Для признаков, развитие которых во многом зависит от особенностей речевого окружения (вербальные способности, показатели уровня развития навыков чтения и интеллект), роль общей среды сравнима с ролью индивидуальной, а в некоторых случаях даже ее превосходит. Однако для остальных исследованных психологических признаков (экстраверсия, нейротизм, импульсивность, склонность к поиску новизны, просоциальное и альтруистическое поведение, позитивная эмоциональность, лживость, депрессия, склонность к избеганию нанесения вреда, агрессия, антисоциальное и девиантное поведение, тревожность, проблемы экстернализационного и интернализационного типа, гиперактивность и дефицит внимания, профессиональные интересы, скорость и точность восприятия, память, пространственные и математические способности) индивидуальная среда оказалась намного важнее, чем общая. Несмотря на столь значимый вклад индивидуальной среды, до сих пор остается неясным, какие именно факторы лежат в ее основе. Проведенный анализ позволяет предположить, что индивидуальная среда слагается из двух компонентов: индивидуальной внешней среды, которая представляет собой совокупность внешних воздействий, специфичных именно для данного живого существа, и индивидуальной внутренней среды, которая охватывает различные стохастические молекулярные процессы, сопровождающие развитие данного организма (формирование синапсов, случайная моноаллельная экспрессия, возникновение соматических мутаций).
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации