Описан авторский подход к изучению психологических аспектов доверия и недоверия человека технике. Проведено сравнительное исследование проявлений доверия и недоверия технике у работников и пользователей в различных профессиональных сферах деятельности. Изучены представления субъектов деятельности о характеристиках техники, к которой они испытывают доверие или недоверие, вызываемых взаимодействием с этой техникой, а также переживаниях, и особенностях своего поведения в ходе взаимодействия с ней. К исследованию привлекались представители нескольких групп людей, взаимодействующих с техникой (машинисты локомотивов, автолюбители, пассажиры железнодорожного транспорта, а также пассажиры легковых автомобилей), общий объем выборки составил 790 человек. Определено, что у участников исследования имеются различия в критериях, эмоциональных переживаниях и поведенческих проявлениях доверия и недоверия человека технике. Доказано, что доверие и недоверие технике являются взаимосвязанными, но относительно автономными психологическими феноменами. Выявлены различия в используемых субъективных критериях доверия и недоверия технике при различных формах отношения с ней.
Представлены результаты разработки методики изучения доверия машиниста локомотива к тех- нике. Понятие "доверие к технике" рассматривается как психологическое отношение человека к технике, специфика которого заключается в том, как субъект представляет степень реализации с помощью техники профессиональных задач, т.е. предсказуемость ее работы, и включает факторы "надежность техники" и "освоенность техники". На выборке из 554 работников локомотивных бригад железнодорожного транспорта определены конструктная, содержательная и критериальная валидность методического инструментария, его внутренняя согласованность, ретестовая надеж- ность, проведена стандартизация. Подтверждено, что методика может применяться для изучения доверия машинистов железнодорожного транспорта к технике в профессиональной деятель- ности.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации