Целью исследования стало выявление ментальных репрезентаций вахты и описание на их основе эффективных адаптивных стратегий. Предполагалось, что процессуальные и результативные характеристики эффективных и неэффективных адаптивных стратегий работающих вахтовым методом проявляются в их ментальных репрезентациях и могут быть измерены и описаны с позиций когнитивного подхода, благодаря чему могут служить основой технологии когнитивной саморегуляции. Для выявления ментальных репрезентаций вахты использовались: семантический дифференциал Осгуда, репертуарные решетки Келли, визуальные образы-метафоры, проективные рисуночные методики (N = 116). Эффективность адаптивных стратегий определялась по стажу вахтовой работы. На основе описания семантических пространств работающих вахтовым методом и предпочитаемых ими образов-метафор были получены требуемые характеристики, главная из которых для эффективной адаптивной стратегии (стажисты[10][11]) - это невысокая амплитуда колебаний “напряжение-расслабление” в течение вахты, а для неэффективной адаптивной стратегии (адаптанты[12]) - авральная стратегия выполнения работ с последующим этапом глубокой релаксации, из которого сложно выйти в рабочий режим.
Построение ментальной репрезентации объекта или познаваемой ситуации рассматривается как основанное на способности к визуализации, позволяющей перекодировать исходную информацию любой модальности в визуальную формально-абстрактную схему. Предпринята попытка создать методику диагностики способности к воссозданию визуального образа у детей старшего дошкольного возраста. Тестовая процедура предполагает рисование выполненных из картона стимульных фигур геометрической формы после их ощупывания с закрытыми глазами. Показана связь данной способности с успешностью в различных видах деятельности.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation