Обсуждаются результаты исследования представлений об опасности в картине мира человека и влиянии на него новостного дискурса СМИ. Рассмотрены пять параметров (интенсивность, вероятность, неконтролируемость, масштабность и близость), определяющих уровень значимости опасности для человека. Обосновано, что воздействие новостного дискурса приводит к повышению ситуативной тревожности, а также к изменению отдельных параметров представлений об опасности, что может искажать эти представления в картине мира человека в целом. Выявленный эффект от просмотра новостных сюжетов больше выражен у женской аудитории, чем у мужской.
Изучение культурных представлений о России, ее образа у молодежи из различных регионов страны, в соотнесении с имеющимися у нее образами других стран, является важной исследовательской проблемой. В исследовании, проведенном методом психосемантического шкалирования, объектами оценки выступали образы “Россия — страна”; “Будущая Россия”, “США”, “Китай”. Участниками являлись молодые люди и девушки из Москвы, Перми и Тюмени. Категориальные структуры представлений молодежи о стране, выявленные в трех регионах, имеют содержательно сопоставимые факторы. Наиболее значимые из них “Благосостояние, прогрессивность страны”, “Уровень субъективной социальной дистанции” по отношению к стране (шкала “родная”/“чужая”) и “Цивилизационная соотнесенность страны” (ее принадлежность к западной или восточной цивилизации). Ценностно-смысловая составляющая культурных кодов российской цивилизации, представлена категориями “красота”, “щедрость”, “милосердие”, “доброта”, “духовность”, “нравственность”.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library