Осуществлено исследование природы инсайтного решения на основе изучения динамики аналитических и синтетических процессов в ходе решения инсайтных задач. Приведены результаты экспериментального исследования процессов решения малых творческих (инсайтных) задач с помощью отслеживания динамики загрузки рабочей памяти. Предложен способ выделения содержательных этапов решения инсайтных задач с помощью мониторинга динамики загруженности рабочей памяти с использованием задания-зонда. Получены данные о специфике решения инсайтных задач по сравнению с алгоритмизированными задачами. В решении инсайтной задачи обнаружены два основных пика загруженности - на начальных этапах решения и непосредственно перед нахождением решения задачи. В алгоритмизированных задачах наблюдается пик загруженности в середине решения задачи. Выявлена устойчивая закономерная динамика аналитических и синтетических процессов в решении инсайтных задач.
В соответствии с гипотезой Я.А. Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов до неосознаваемых, интуитивных процессов с последующим возвращением к уровню логических операций после нахождения принципа решения. Один из ключевых вопросов, который может быть поставлен в рамках развития данной гипотезы, - о роли управляющего контроля на всех стадиях решения, в том числе и на интуитивном уровне. В данной работе приведен анализ серии экспериментальных исследований, посвященных процессам управляющего контроля при решении творческих задач и осуществленных с помощью методики когнитивного мониторинга. Обсуждается возможность использования показателя динамики ошибок в выполнении задания- зонда для оценки роли управляющего контроля в решении малых творческих (инсайтных) задач. Показана различная роль управляющего контроля в решении творческих и алгоритмизированных задач, что является аргументом в пользу идеи о специфичности процессов творческого решения. Продемонстрирован факт включенности управляющего контроля в решение творческих задач на всех этапах решения.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation