В соответствии с гипотезой Я.А. Пономарева, решение творческих задач проходит ряд последовательных стадий: от хорошо контролируемых и осознаваемых процессов оперирования на уровне алгоритмов до неосознаваемых, интуитивных процессов с последующим возвращением к уровню логических операций после нахождения принципа решения. Один из ключевых вопросов, который может быть поставлен в рамках развития данной гипотезы, - о роли управляющего контроля на всех стадиях решения, в том числе и на интуитивном уровне. В данной работе приведен анализ серии экспериментальных исследований, посвященных процессам управляющего контроля при решении творческих задач и осуществленных с помощью методики когнитивного мониторинга. Обсуждается возможность использования показателя динамики ошибок в выполнении задания- зонда для оценки роли управляющего контроля в решении малых творческих (инсайтных) задач. Показана различная роль управляющего контроля в решении творческих и алгоритмизированных задач, что является аргументом в пользу идеи о специфичности процессов творческого решения. Продемонстрирован факт включенности управляющего контроля в решение творческих задач на всех этапах решения.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации