Рассматривается проблема “интуитивного” или “имплицитного” знания, вызывающая неугасаемый интерес современных психологов. Показывается влияние подхода Я.А. Пономарева на исследования Петербургской школы когнитивной психологии и анализируются положения его концепции через призму современных экспериментальных данных. Формулируются тезисы, объединяющие подход авторов статьи с представлениями Я.А. Пономарева о природе творческого процесса. Изучается роль имплицитных знаний, иррелевантных закономерностей и эмоционального сигнала “задача решена” в решении творческих задач. Осуществляется развитие ряда идей Я.А. Пономарева, в частности, возможность неосознаваемого нахождения решения поставленной задачи, которое способно оказывать влияние на текущую когнитивную деятельность. Обсуждается сложность дальнейшего перехода от неосознаваемого решения к осознанному, обусловленного последействием негативного выбора. Приводятся экспериментальные данные, подтверждающие выдвигаемые идеи.