Рассматриваются возможности интегрального изучения многоаспектного и разноуровневого феномена духовности в рамках психологической науки в связи с раскрытием и обобщением содержания понятий "духовность", "духовный интеллект" и "духовные способности". Анализируются понятия "духовные способности", "духовность". Предлагаются психологические модели духовности и духовных способностей, в которых выделяются три уровня/аспекта: моральный, ментальный, трансцендентный.
Рассматриваются возможности интегрального изучения многоаспектного и разноуровневого феномена духовности в рамках психологической науки в связи с раскрытием и обобщением содержания понятий "духовность", "духовный интеллект" и "духовные способности". Выделяются предпосылки, возникшие в современной науке и позволяющие приступить к изучению сложных, уникальных, саморазвивающихся объектов, системных явлений, в число которых входит и духовность. Анализируется понятие "духовный интеллект", раскрываемое как совокупность разнообразных духовных способностей.
Анализируются методологические концепции изучения гуманитарной отрасли знания. Представлены результаты полемики, связанной с определением сущности метода гуманитарных наук. Обсуждаются различные подходы к исследованию исторического материала, а также роль и задачи специалистов в процессе научного познания, возможности объективной историографии. Рассматривается методологический базис психологии, разрабатывается классификация методов изучения историко-психологических вопросов. Предлагается ряд инновационных методов истории психологии; среди них особое внимание уделяется компаративному методу, в основе которого лежит идея равноправного существования в современной науке различных теорий независимо от их исторического возраста.