Рассматриваются проблемы личностного развития и игровой компьютерной зависимости младших подростков. Представлены результаты исследования, направленного на выявление уровня выраженности игровой компьютерной зависимости у подростков и структуры их субъектности. Структура субъектности как интегративного свойства, выражающегося в отношении человека к себе как к деятелю, в осознанном и деятельном отношении к миру и к себе в нем, диагностировалась с помощью опросника “Структура субъектности младшего подростка”. Структура субъектности определяется как уровень выраженности ее компонентов: активности, осознания способности к рефлексии, свободы выбора и ответственности за него, осознания собственной уникальности, понимания и принятия другого, саморазвития. Для диагностики игровой компьютерной зависимости подростков использовался специально разработанный опросник, включающий пять основных шкал: эмоциональное отношение к компьютерным играм; самоконтроль в компьютерной игре; целевая направленность на компьютерную игру; родительское отношение к компьютерной игре; предпочтение виртуального общения реальному. На выборке из 146 учащихся в возрасте от 10 до 11 лет выявлены значимые различия между мальчиками (N = 72) и девочками (N = 74) в уровне игровой компьютерной зависимости. Установлено, что игровую компьютерную зависимость чаще испытывают мальчики, а девочкам в большей степени свойственна увлеченность компьютерными играми. Проанализированы особенности субъектности подростков разного пола “зависимых” и “увлеченных” компьютерными играми. Младшие подростки с высоким уровнем игровой компьютерной зависимости имеют более низкие показатели развития таких компонентов субъектности, как развитие осознанной активности, способность к рефлексии, умение понимать и принимать другого человека. Описаны компоненты субъектности, позволяющие нивелировать негативные эффекты имеющейся игровой компьютерной зависимости у подростков, снизить риск возникновения ее высокого уровня.
В статье представлен теоретический обзор российских и зарубежных исследований о феномене цифрового самоповреждающего поведения среди подростков, выполненный с целью проведения анализа указанного явления и описания основных тенденций его существования, выражения и развития, в том числе описание возможной типологии его форм. Цифровое самоповреждение (ЦСП) – новый феномен цифровой социализации подростков, трактуется как нанесение себе вреда посредством использования различных цифровых платформ. Явление было впервые описано в 2012 году, обнаруживается у 6–15% подростковой выборки, имеет тенденцию к росту. В общий список обзора публикаций включены 43 российских и зарубежных работы. Содержание отобранных публикаций позволяет дать определение феномену цифрового самоповреждения, предположить типологию его форм, а также заявить о его взаимосвязи с другими типами аутодеструктивного онлайн-поведения. Изучение указанного явления у подростков является новым направлением исследований и имеет недостаточное количество публикаций, при этом цифровое самоповреждение может выступать маркером серьезного ограничения в позитивном функционировании и служить фактором нарушения психического здоровья и благополучия у представителей подрастающего поколения.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации