В статье изложены основные направления и научные результаты многолетних исследований профессиональной деятельности космонавтов, проведенных в Институте психологии РАН в разное время. Описаны предпосылки этих исследований, обусловленные практикой космических полетов. Дано описание экспериментальных средств и необычных условий проведенных исследований. Показана большая практическая значимость полученных результатов для совершенствования профессиональной подготовки космонавтов на Земле и в длительных космических полетах, а также для проектирования новых пилотируемых кораблей.
Анализируется проблема многоуровневости психических свойств в процессе психодиагностики профессионально важных качеств и индивидуально-личностных свойств. Теоретическими основаниями ее решения являются следующие положения: выполнение теста рассматривается как деятельность; актуализация свойства соответствует включенности определенных уровней психической регуляции. Раскрытие многоуровневой структуры психической регуляции деятельности осуществляется с помощью концепции проблемностей. Представлены результаты экспериментальной апробации методов анализа проблемностей и таксономии межсаккадических интервалов движений глаз для оценки субъективной сложности деятельности в качестве общего параметра диагностики.