Проведено исследование половых различий в отношениях российских предпринимателей к партнерству и конкуренции в ходе делового взаимодействия, выполненное в рамках социальной психологии предпринимательства - нового научного направления, возникшего как междисциплинарная область знаний на стыке социальной и экономической психологии. Показано, что для предпринимателей-мужчин более характерно отношение к конкуренции, как к соревнованию с другими предпринимателями за личные достижения, а для предпринимателей-женщин - за экономические ресурсы. В деловом партнерстве предприниматели-мужчины в большей степени относятся к нему, как к экономико-ориентированному, а предприниматели-женщины - личностно-ориентированному партнерству, более эмоциональному и основанному на межличностных контактах. При конкуренции у предпринимателей-женщин сравнительно больше выражены мотивы получения признания в обществе и авторитета среди предпринимателей, а у предпринимателей-мужчин - независимости и возможности реализовать новые проекты. В партнерских отношениях предприниматели-мужчины, в отличие от предпринимателей-женщин, более дифференцированно оценивают личные качества своих партнеров по бизнесу в зависимости от того, являются ли оцениваемые субъекты мужчинами или женщинами.
В современном обществе сфера семьи претерпевает изменения, в том числе это касается взаимодействия мужчин и женщин. Впервые изучаются отношения мужчин и женщин к социальному взаимодействию в сфере семьи с учетом гендерного типа, определяемого по авторской типологии (патриархально-поляризованный, патриархально-симиларитивный, эгалитарно-поляризованный и эгалитарно-симиларитивный). Цель исследования состояла в изучении особенностей отношения мужчин и женщин к социальному взаимодействию, основной сферой которого является семья, с учетом гендерного типа личности. Предполагалось, что мужчины и женщины, основной сферой взаимодействия которых является семья, относящиеся к одному и тому же гендерному типу, различаются в своем отношении к социальной коммуникации. В исследовании использовались авторский опросник гендерного типа личности, опросник отношения к социальному взаимодействию. Выборка составляла 317 человек (18-70 лет, из них 82.5% в возрасте 21-40 лет; 37% мужчин, 63% женщин). Методы математической обработки: описательные статистики, пошаговый дискриминантный анализ (IBM SPSS 27.0), Cohen's коэффициент. Отношение к социальному взаимодействию у мужчин и женщин, представителей изучаемых гендерных типов, основной сферой взаимодействия которых является семья, имеет значимые различия в том, насколько непохожими воспринимаются разные сферы жизни (семья, работа, досуг); есть ли конкуренция в отношениях; как часто взаимодействие строится на основе нравственности и доверия; как субъект относится к общепринятым нормам; насколько его взаимодействие спонтанно и ситуативно; учитываются ли субъектом взаимоотношения с конкретным человеком. Результаты исследования свидетельствуют о наличии различий между мужчинами и женщинами, обладающими одинаковым гендерным типом, в их отношении к социальному взаимодействию, основной сферой которого является семья. Наблюдается увеличение количества различий по мере усиления убеждений о поляризации психологических характеристик мужчин и женщин, но только у представителей “патриархальных” гендерных типов. Существуют различия отношения мужчин и женщин к социальному взаимодействию, не зависящие от гендерного типа, а также - свойственные представителям разных гендерных типов вне зависимости от их пола. Они связаны с параметрами взаимодействия: частота ориентации субъекта на собственные интересы, степень активности, прагматичности, стремления к равенству, справедливости и готовности к подчинению. Результаты могут быть использованы в консультировании и психологическом просвещении.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации