С опорой на исследования Ю.М. Лотмана, теоретические положения, сформулированные Л.С. Выготским, а также на творческое продолжение его идей в работах современных отечественных учёных осуществлена попытка разработать представления о рефлексии и определить новые ракурсы понимания данного феномена в рамках культурно-исторической психологии. Для решения поставленной проблемы используется авторская разработка общеметодологической модели рефлексии.
Проведен анализ теоретических оснований построения психотехнической модели рефлексии. Рефлексия рассматривается с позиций культурно-исторической и коммуникативно-диалогической парадигм. Подчеркивается ведущая роль аксиологического аспекта рефлексивного процесса. Представлена психотехническая модель рефлексии, описаны ее элементы и этапы проявления. Рефлексия исследуется как механизм познания, имеющий культурно-диалогическую природу.
Проводится анализ проблемы осознания в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского с целью более глубокого понимания природы рефлексии, построения концептуальных векторов исследования данного феномена. Опираясь на содержание понятия осознания, представленного в работах Л.С. Выготского, выделяются основные характеристики осознания и дается анализ его связей с такими категориями культурно-исторической теории, как обобщение, произвольность, значение, смысл. Выявлены новые аспекты понятия осознания, определены актуальные направления изучения рефлексии на современном этапе ее исследований.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации