Исследуется структура образа будущего благосостояния у различных групп российского общества. В структуре группового образа будущего выделяются комплекс когнитивных элементов и эмоциональные компоненты. С помощью авторских методик выявляются их особенности в группах студентов и работающих взрослых с учетом уровня социального оптимизма/пессимизма. Изучаются объективные (род занятий, доход), а также субъективные факторы (уровень макроэкономической тревоги, преобладающие ценностные ориентации, социальная идентичность, глубина перспективы в планировании будущего). Прослеживается динамика в конструировании образа будущего благосостояния в условиях социальных изменений.
Анализируются факторы конструирования социальных представлений о ВИЧ-инфицировании и СПИДе. Рассматриваются информационный фон и социальный контекст обыденного знания о ВИЧ/СПИДе в последние десять лет. На основе проведенного авторами эмпирического исследования содержания и структуры социальных представлений различных социально-демографических групп предлагается современная типология социальных представлений о ВИЧ/СПИДе. Обсуждается система связей между содержанием социальных представлений и социально-демографическими и социально-психологическими особенностями членов групп - обладателей разных типов ("Внешне обеспокоенные", "Недооценивающие угрозу", "Агрессивно вытесняющие", "Самоуверенные", "Настороженные") социальных представлений.
Анализируются современные психологические исследования больших социальных групп, обосновывается актуальность и новизна их изучения как коллективных субъектов. Основной акцент делается на возможности исследования больших социальных групп с теоретических позиций субъектного подхода, предложенного С.Л. Рубинштейном. Рассматривается система факторов, обусловливающих изменение в уровне субъектности больших групп, а также закономерности формирования их субъектных качеств, среди которых выделены: социальная инициативность и ответственность, высокая степень самоорганизации и самоуправления, навыки и опыт совершения согласованных групповых действий и др. Показаны возможности эмпирических исследований при изучении функционирования коллективной исторической памяти, коллективного символического копинга, развития гражданского сознания и самосознания.
Анализируется история кросскультурной психологии, ее первые шаги и основные направления с 60-х до 90-х годов XX в. Приводятся результаты международного исследования, в котором принимала участие автор статьи, построенного на основе изучения культурных параметров, выделенных М. Дуглас, и посвященного самораскрытию в общении. Намечаются две ведущие тенденции в методологии кросскультурной психологии, сформировавшиеся в 90-х годах. Предпринимается попытка сравнительного анализа основных эмпирических подходов этого периода (Г. Ховстеде, Ш. Шварц, М. Бонд). Обсуждаются методологические схемы и результаты кросскультурных исследований в рамках концепции социальных представлений.
Анализируются традиции изучения феномена коллективной памяти, рассматривается возможность его исследования через социальное представление. Обсуждаются результаты исследования социальных представлений о событиях Великой Отечественной войны, проводившегося в двух планах: кросскультурном (на выборках российских и французских респондентов) и в ходе сравнения поколений (участники войны и студенты). Сравнительный анализ содержания социальных представлений в избранных группах позволяет выявлять обыденные интерпретации исторических событий Второй мировой войны.