В целях выявления возрастной динамики характеристик речевого развития ребенка, прогностических для овладения навыком чтения, проведено лонгитюдное исследование детей (n = 10) от рождения до 7 лет. На основе комплексного метода анализа установлена связь между физиологическим состоянием ребенка при рождении, характеристиками его вокализаций на первом году жизни и уровнем речевого развития в 4-7 лет. Показано, что сочетание факторов возраста и риска развития при рождении значимо влияет на понимание ребенком в возрасте 5-7 лет прочитанного материала. Результаты проведенного исследования свидетельствуют в пользу представления о том, что овладение разговорной речью и навыком чтения представляет единый процесс речевого развития, и позволяют заключить, что прогностически значимым для овладения ребенком навыка чтения является весь предшествующий ход раннего речевого развития.
Цель исследования - выявление связи между уровнем речевого развития детей 4-7 лет (n = 151 чел.) и сформированностью у них навыка чтения. Использован комплексный подход, включающий акустический, фонетический и лингвистический анализ речи детей, оценку сформированности навыка чтения, определение фонематического слуха, функциональной асимметрии и регистрацию суммарной электрической активности мозга. Получены данные о существовании прямой связи между возрастом ребенка, сформированностью навыка чтения, уровнем речевого развития, функ- циональной сенсомоторной асимметрией и характеристиками и локализацией альфа-ритма в элек- троэнцефалограмме.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации