В настоящей статье кратко обосновывается актуальность этнофункциональной парадигмы (ethnofunctional paradigm) в науке как способа разрешения ряда методологических проблем современной психологии. Данная парадигма представлена как система взаимосвязанных принципов - базово- го принципа этнофункциональности (ethnofunctionality), а также принципов этнофункциональной системности, единства микро- и макрокосма, развития и детерминизма.
Представлены обобщенные результаты экспериментальных исследований, доказывающих правомерность применения этнофункционального подхода к психическому развитию человека. Приведены данные последних экспериментально-психологических исследований, подтверждающих гипотезу об обусловленности психической дезадаптации у детей с этнофункциональным психическим дизонтогенезом. Показана существенная роль этнокультурной специфики содержания учебнотерапевтического материала, используемого в процессе воспитания и психопрофилактики детей, для предотвращения у них психической дезадаптации.
Осуществлена дальнейшая разработка этнофункционального подхода в психологии в связи с некоторыми показателями адаптации человека на индивидуальном и популяционном уровнях. Представлены результаты полевых этнопсихологических и генеалогических исследований. Клиническое исследование проводилось с помощью этнопсихологических и антропологических методик. Получены, в частности, дополнительные дифференциально-диагностические критерии, позволяющие отделить эндогенные аффективные расстройства депрессивного спектра от психогенных. В целом этнофункциональный подход можно считать одним из инструментов для оценки общего уровня психологической адаптации как взрослых, так и детей.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library