Осуществлен анализ данных, полученных при исследованиях научения в психологии, в том числе в психофизиологии, кросскультурной психологии, а также в культурной и социальной нейронауках. Эти новые данные позволяют выделить направления исследований, в том числе прикладных, развитие которых может быть полезно для разработки методов обучения. К имеющим особое значение для совершенствования методов обучения отнесены закономерности, описывающие: динамику формирования системной специализации нейронов; модификацию ранее сформированной памяти при обучении новому поведению; связь механизмов переноса и интерференции навыков с валентностью эмоций; изменение мозгового обеспечения внешне одного и того же действия на разных этапах научения и консолидации памяти; роль социальных и культуроспецифичных переменных в механизмах научения и др.
Проверяли предположение о том, что предъявление светового сигнала, связанного с положительным подкреплением, будет эффективно влиять на динамику отрицательно эмоционального поведения “избегания” (withdrawal), сформированного действием звукового стимула. Исследования проводили на крысах (n = 69), регистрируя их отрицательно эмоциональное поведение “избегания” (“стартл-реакцию” - вздрагивание), ориентировочно-исследовательскую активность и замирание во время предъявления звуковых стимулов, после изменения освещенности, на фоне которой в экспериментальной группе предварительно вырабатывали положительно эмоциональное поведение “приближения” (approach). Полученные данные подтверждают предположение о том, что модификация отрицательно эмоционального поведения “избегания” в период актуализации поведения, которое было сформировано в ситуациях, характеризующихся эмоциями разной валентности, происходит за счет активации и взаимодействия разных доменов опыта.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации