Рассматривается развитие идей психоанализа в творчестве Л.С. Выготского. Идея овладения своими желаниями через выраженность в слове, разработанная в теории психоанализа, может быть с достаточным основанием сопоставлена с идеей овладения собой через знак, представленной в теории Л.С. Выготского. Близость обусловлена единством в понимании функции знака, заключающейся в интериоризации социального контроля. Критерием развития психики личности и в психоанализе, и в культурно-исторической теории выступала возможность субъекта самому осуществлять регуляцию низших, архаических форм психических процессов через представленность их в отчужденной форме слова. И Фрейд и Выготский в разработке этой проблематики явно или не явно опирались на диалектику Гегеля применительно к пониманию процесса развития психики на онтогенетическом и филогенетическом уровне. Рассматриваются вопросы, посвященные роли знака в развитии психики и представления об интерсубъективной природе сознания.
Выделяются общие основания теории когнитивной метафоры и культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Отмечается, что в работах Выготского содержатся положения, которые могут быть использованы для дальнейшего развития теории когнитивной метафоры. В частности, в качестве первичного референта, обеспечивающего понятие значением, может быть рассмотрена ситуация социального взаимодействия, которая определяет метафорический характер закрепления опыта.
Индексирование
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation