Исследовали особенности преобразования и развития творческой деятельности шахматистов в условиях использования информационно- поисковых шахматных систем для персональных компьютеров (КШИПС). При проведении интервью установлено, что у шахматистов высокой квалификации наблюдается тенденция к использованию КШИПС прежде всего на стадиях сбора и просмотра информации, а также при анализе и проверке решений. Развитие познавательной деятельности шахматиста при ее опосредствовании КШИПС может про ходить ряд этапов, характеризующихся специфическим соотношением творческих и репродуктивных компонентов деятельности. Более творческие этапы связаны с максимальным использованием различных возможностей КШИПС и характеризуются постановкой новых целей (решение которых затруднено в "ручном режиме"), критическим восприятием информации, самостоятельностью в анализе, специализацией поиска, созданием нового.
Рассмотрены потребностно-мотивационные аспекты мыслительной деятельности шахматистов. Проанализировано влияние уровней развития устойчивой познавательной потребности на характеристики ситуативной познавательной потребности и структуру мышления, в частности соотношение творческих и репродуктивных компонентов мышления. На материале решения шахматного этюда показано, что с повышением уровня развития устойчивой познавательной потребности возрастает степень креативности мышления. Возникновение познавательной потребности в конкретной ситуации решения мыслительной задачи зависит не только от того, что субъект сталкивается с трудностями, но и от уровня развития его устойчивой познавательной потребности. Характеристики ситуативной познавательной потребности соответствуют особенностям устойчивой познавательной потребности.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека