Исследовали особенности преобразования и развития творческой деятельности шахматистов в условиях использования информационно- поисковых шахматных систем для персональных компьютеров (КШИПС). При проведении интервью установлено, что у шахматистов высокой квалификации наблюдается тенденция к использованию КШИПС прежде всего на стадиях сбора и просмотра информации, а также при анализе и проверке решений. Развитие познавательной деятельности шахматиста при ее опосредствовании КШИПС может про ходить ряд этапов, характеризующихся специфическим соотношением творческих и репродуктивных компонентов деятельности. Более творческие этапы связаны с максимальным использованием различных возможностей КШИПС и характеризуются постановкой новых целей (решение которых затруднено в "ручном режиме"), критическим восприятием информации, самостоятельностью в анализе, специализацией поиска, созданием нового.
Рассмотрены потребностно-мотивационные аспекты мыслительной деятельности шахматистов. Проанализировано влияние уровней развития устойчивой познавательной потребности на характеристики ситуативной познавательной потребности и структуру мышления, в частности соотношение творческих и репродуктивных компонентов мышления. На материале решения шахматного этюда показано, что с повышением уровня развития устойчивой познавательной потребности возрастает степень креативности мышления. Возникновение познавательной потребности в конкретной ситуации решения мыслительной задачи зависит не только от того, что субъект сталкивается с трудностями, но и от уровня развития его устойчивой познавательной потребности. Характеристики ситуативной познавательной потребности соответствуют особенностям устойчивой познавательной потребности.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library