Поставлена цель изучения роли функционально-динамических свойств индивидуальности в общей выраженности социальной активности личности и приверженности к различным ее формам в реальной и виртуальной среде. Подчеркивается, что исследование роли функционально-динамических свойств в приверженности молодежи к различным формам социальной активности имеет важное значение с точки зрения социального самоопределения личности. В различных работах утверждается весомая роль функционально-динамических свойств в реализуемой личностью активности, но не конкретизированы свойства, обусловливающие различные формы социальной активности. В исследовании приняли участие 500 человек в возрасте 16–35 лет, средний возраст М = 21.6; SD = 5.6. Использованы разработанные шкалы социальной активности и полученные на основе факторизации вторичные шкалы гражданской, радикально-политической, интернет-сетевой и досуговой активности; шкалы самооценки приверженности к активности в реальной/виртуальной среде, опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Установлены половые различия выраженности формально-динамических свойств индивидуальности. Изучены взаимосвязи приверженности к социальной активности и различным ее формам и формально-динамические характеристики. Проведен анализ формально-динамических свойств как предикторов социальной активности в реальной и виртуальной среде. Установлено, что формально-динамические свойства играют ведущую роль в общей приверженности к социальной активности молодежи. Наиболее сильна ее роль в приверженности к предпочитаемой гражданской и досуговой социальной активности. Эмоциональные характеристики во взаимосвязи с коммуникативной эргичностью и пластичностью являются факторами интернет-сетевой активности. Радикально-протестная активность наименее обусловлена индивидуальными формально-динамическими свойствами, в ее предпочтении предполагается значимость мировоззренческого фактора. Активность в реальной и виртуальной среде обусловливается различными свойствами индивидуальности: 20 % активности в реальной среде объясняются характеристиками эргичности и скорости в коммуникативной сфере, 6 % активности в виртуальной среде, — коммуникативной эмоциональностью, интеллектуальной скоростью и психомоторной эргичностью, что свидетельствует о более значительном вкладе темперамента в реальную активность, нежели в виртуальную и, соответственно, меньшей «затратности» последней. Это требует более внимательного изучения виртуальной активности человека с позиции компенсации или адаптации или игнорирования внешних по отношению к нему ситуационных изменений.
Scopus
Crossref
Higher Attestation Commission
At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation
Scientific Electronic Library